alberga (alberga) wrote,
alberga
alberga

Categories:

Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения

Оригинал взят у karhu53 в Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
Произведения живописи великих мастеров прошлого – не просто художественное наследие. Это и исторические документы, запечатлевшие все нюансы своей эпохи. В том числе и состояние здоровья людей, ведь художники изображали своих натурщиц и натурщиков подробно и тщательно. И одно из заболеваний, историю которого можно попробовать проследить по картинам – ревматоидный артрит. Предполагается также, что ревматоидный артрит имел самую настоящую эпидемию в эпоху Возрождения.

Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.

Например, его последняя жена Елена Фурман, на которой художник женился 1630 году (ей тогда было 16 лет), позировала для «Трех граций» (1638 г). Если внимательно присмотреться к рукам граций, можно заметить характерные изменения, свидетельствующие о наличии ревматоидного артрита.

То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г):



и «Поклонение волхвов» (1629 г):



Симптомы заболевания присутствуют на картинах другого фламандского художника, Якоба Йорданса (1593-1678). Так, у служанки, запечатленной на заднем плане на холсте «Семья Йорданс в саду» (1621 год), вполне можно предположить ревматоидный артрит.



Однако такие персонажи можно найти и у более ранних фламандцев, например, на картинах Яна Госсарта (1479-1541) по прозвищу Мабюз, Юстуса ван Гента (вторая половина XV века), и даже Яна ван Эйка (1385-1441), что отодвигает начало эпидемии ревматоидного артрита, если таковая действительно имела место, максимально близко к временам судьбоносных путешествий Колумба.

Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:



Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532, Национальный музей, Брюссель, Бельгия. Характерная деформация пальцев – у мужчины слева:



Впрочем, повторюсь, всё это лишь предположения и гипотезы, пока что не получившие должного подкрепления фактами и потому не перешедшие в ранг теорий. Это касается как времени знакомства человечества с заболеванием, так и его причин, насчет которых наука до сих пор не в курсе дела.

А так выглядит деформация вживую:



Источники:
1. Arthritis in Flemish paintings // Br Med J 1977;1:1414
2. Hypothesis: Rubens—one of the first victims of an epidemic of rheumatoid arthritis that started in the 16th–17th century? // Rheumatology 2005;44:681–683
Оригинал взят у uncle_doc в Холст. Масло. Артрит.


Оригинал взят у rujas_veldze в Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments