alberga (alberga) wrote,
alberga
alberga

Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 8

Оригинал взят у frederikshamn в Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 8
Оригинал взят у philologist в Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 8
Лейпциг, 10 сентября 1908 года

Теперь мы изучили полные значения события в развитии человеческого организма. Мы проследим этот организм в его возникновении вплоть до того момента, когда Луна выделилась из Земли. Конечно, говоря момент, мы употребляем неточное выражение, ибо эти события обнимают собой большой промежуток времени. С того момента, когда Луна начала выделяться, и до того, когда она выделилась, протекло много времени, но мы рассмотрели человека приблизительно до выделения Луны. Мы поняли этот облик человека, который внизу, приблизительно от середины человеческого тела, уже в своем образовании, был совершенно непохож на современный. Это тело, как мягкую часть, – уже было возможно видеть современным глазом, в то время, как верхняя часть была видима лишь для ясновидящего сознания.



Мы уже указывали на то, как предание, искусство и религия удержали в Кентавре нечто от тогдашнего человека, и в отдельных частях тела мы изучили члены человека, которые представляют из себя животные формы нашей Земли, остановившиеся на известной ступени развития. Теперь мы должны выяснить себе это совершенно точно. В древние времена, когда еще не выделилось Солнце, еще не было животных форм. Когда выделилось Солнце, высшей формой тогдашнего животного был род, стоявший на ступени современной рыбы. Что в сущности, означает, когда говорят, что человеческие ступни соответствовали этой рыбо-форме и когда мы рассматривали ступни в связи с рыбами? Это значит, что тогда образования, подобные рыбам плавали на водной земле и что тогда Физически воспринимаемой от человека была образована лишь ступня. Все остальное существовало лишь в тонкой эфирной форме. То, что было описано как форма чаши или форма цветка, было вполне эфирным.

Лишь самая нижняя часть человека действительно проникала в водную Землю, как рыбы, которые отстали. Потом возникают высшие животные, закрепленные путем того, что говорят о Водолее; о человеке, получившем тело вплоть до голеней; человек образовался так, что на каждой ступени своего бытия, он оставлял известные животные формы. Когда начала выделяться Луна, человек был уже настолько далеко, что он, помимо уже образованной нижней половины, низшей природы, имел способной и к образованию высшую природу. Затем мы видели, как Луна действует извне как то, что египтяне называют Озирисом, путем различных обликов Луны может воздействовать на человека и как от Луны отделяется то, что является важнейшим в верхней части тела. Затем, благодаря звукам, которые вызывает из человеческого тела Озирис-Аполлон, образуется средняя часть человека – бедра. Все, что отстало в этот момент, через который перешагнул человек, сохранилось в форме амфибий. Пока Луна была еще связана с Землей, она более или менее устремляла развитие вниз. Рыбы стояли в связи с Солнцем. И отсюда современное ощущение здорового человека.

Подумайте, какую радость может доставить человеку созерцание прекрасных водяных животных, как могут его радовать эти формы, и подумайте о том чувстве антипатии, возникающем у человека, когда он видит то, что стоит выше рыб, – амфибий: лягушек, жаб, змей, ползающих и свивающихся, – хотя современные амфибии только выродившиеся формы того времени. Пока человек имел лишь свою туманную телесность, он был родом ящера; верхняя часть тела образовалась позже, когда он уже выделил нижнюю часть человека. Мы можем сказать, что вид рыб передает нам форму, на высоте которой находился человек благодаря получаемым им силам в то время, когда Солнце было еще связанным с Землей; когда выделилось Солнце, человек стоял на высоте рыбы. Тогда выделились образующие Солнце высокие существа и вместе с ними тот дух, который был первым солнечным Духом – Христос. Перед нами глубокое чувство, некогда бывшее в человечке экзотерически. Чувствовали, что облик рыбы может охарактеризовать выделение Солнца из Земли и с ним Христа. Ранее человек был с Солнцем; когда же оно ушло, то он видел в образе рыбы облик, которым он был обязан солнечному Духу.

Когда он пошел дальше, Солнечные Духи не были с ним. Христос отделился в то время, когда человек имел облик рыбы, и этот облик был закреплен посвященными раннего христианского периода. В римских катакомбах этот символ существовал как символ Христа – и тогда чувствовали характеризуемое им космическое событие. Человек дошел до формы рыбы, когда отделилось Солнце, и первые христиане, как нечто невыразимо глубокое, чувствовали в символе рыбы облик человека Христа. Насколько далек этот знак, на который мы смотрим, как на символ космической эпохи развития, – насколько далек он от внешних толкований. Существовали символы, которые как таковые относились к высшим духовным реальностям; они означали нечто для первых христиан. Таким символом является образ того или другого, что действительно можно видеть в духовном мире, и символ лишь тогда правилен, когда он указывает на нечто, что можно видеть в духовном мире. Всякая спекуляция имеет в лучшем случае подготовительную цель; символ действительно познается, если показывают, что им зарисована духовная сущность факта. Пойдем теперь дальше в развитие человечества.

Человек принимал различные формы, и, когда он дошел до половины, его физическая форма была самой отвратительной. Эта форма, которой тогда обладал человек, выродившись, сохранилась в змее. Время, когда человек имел форму амфибии, время, когда Луна была еще в Земле, было временем позора, падения человечества. Если бы Луна не выделилась, то человеческий род подпал бы ужасной судьбе; он бы все более впадал в форму зла и ужаса. Отсюда истекает душевное ощущение неиспорченной души при виде змеи, которая удержала облик глубочайшего погружения человечества, – ощущение антипатии. Именно неиспорченная душа, не говорящая, что в естественном нет отвратительного, ощущает отвращение при виде змеи, ибо она является документом человеческого позора. Это не моральное понятие, это указание на глубину погружения человечества. Теперь человек должен был выйти из этого состояния. Он мог сделать это только оставив животную Форму и начав уплотняться в своей духовной верхней части тела. Было нечто чрезвычайно важное в том, что в нем действовали силы Озириса, развивая его более благородную часть; ибо благодаря этому верхняя часть человека получила возможность перевести спинной хребет из горизонтального положения в вертикальное.

Все это произошло под влиянием Озириса. Со ступени на ступень был ведом человек Солнцем и Луной, державшими весы. Когда человек стал физическим до половины, Солнце и Луна держали весы, и поэтому бедра обозначаются как весы. Тогда Солнце стояло в знаке Весов. Нельзя себе представить, – и это должно быть особенно отмечено – что после нахождения Солнца сначала в знаке Скорпиона, а затем в знаке Весов сейчас же развились бедра; в таком случае ход развития представлялся бы слишком быстрым. Солнце проходит полный круг Зодиака в период приблизительно 26 000 лет. Солнце однажды весною вступило в знак Овна, а раньше в знак Тельца. Весенняя точка передвигалась все дальше, весною Солнце проходило созвездие Тельца. Приблизительно за 747 лет до Р. Х. Солнце снова вступило в знак Овна, в наше время оно вступает в знак Рыб. Период, в который Солнце проходит созвездие, он уже обозначает нечто; но этого периода недостаточно для долженствующего произойти изменения, так, что человек, образуя пол, проходит от Скорпиона до вершины Весов. Получилось бы неправильное представление, если бы думали, что это произошло благодаря одному прохождению Солнца.

Солнце проходит через весь круг Зодиака, и благодаря этому полному обороту совершается движение вперед. В прежние времена оно должно было чаще совершать кругооборот. Поэтому известные исчисления послеатлантических эпох нельзя прилагать к более древним. Солнце должно было делать оборот в древние времена даже несколько раз для того, чтобы развитие несколько подвинулось вперед. Теперь путем этого развития человек поднимается все выше и следующая ступень, на которой образовалось то, что называется нижними частями туловища, обозначается знаком Девы. Мы лучше всего поймем развитие, если мы уясним себе, что человек становится все более человекоподобным и что на известной ступени вновь остаются животные существа. Однажды уже было сказано, что человек и легкие, и сердце развил благодаря влиянию Луны. Я также указал, насколько принимали в этом участие Озирис и Изида. Мы должны уяснить себе, что высшие члены человека – сердце, легкие и т. д., – что все эти члены могли образоваться лишь оттого, что высшие части человека действовали определенным образом. Со времени Весов эти высшие части влияли гораздо больше, чем в предыдущие эпохи, и благодаря этому могли возникнуть многообразные формы.

Могло быть особенно сильное влияние эфирного тела, или астрального, или даже Я. Могло случиться, что перевес имело физическое тело. И так образовалось 4 человеческих типа; образовалось известное число людей, которые развили преобладающим образом физическое тело, были люди, получившие свой отпечаток от эфирного тела, люди, имевшие астральный отпечаток, и люди, несшие отпечаток человеческого Я. В древние времена, когда возникли эти формы, можно было встретить уродливые облики, и ясновидящий открывает в них то, что сохранилось – конечно в гораздо менее открытых, различных изображениях. Например, у людей с особенно выраженным физическим телом, это ложилось отпечатком на их верхней части, образовалось нечто, что было вполне, приспособлено к нижнему образованию и что в своей деятельности не могло подняться настолько, чтобы облагородить верхние части. Тогда получался тип Тельца, – не современного тельца, он является выродившимся образом. То, что в известное время являлось преобладающим от физического тела, это осталось в группе Тельца. Человеческая группа, в которой столь сильно выражено было не физическое, а эфирное тело, – у которых особенно сильным было все то, что можно было назвать более тяготеющим к сердцу, – эта человеческая ступень также осталась в животности; эта ступень через которую перешел человек, осталась во Льве, Лев принял в себя тип, образовавшийся из группы людей, у которых наиболее деятельным было эфирное тело.

Та человеческая ступень, у которой над физическим и эфирным телами преобладало астральное, эта группа осталась для нас в подвижной породе птиц; сброшенная здесь преобладающая астральность поднялась до птичьего бытия. То, что было силой Я, развилось в существе, которое на самом деле может быть названо соединением трех остальных, ибо Я гармонизирует все члены. Ясновидящие, поистине, имеют перед собой эту группу закрепленной в сфинксе – то, что сохранилось в древней форме сфинкса, когда сфинкс имел львиное тело, крылья орла, нечто тельцеподобное, а в древнейших изображениях даже хвост пресмыкающегося. Над этим же человеческий облик, гармонизирующий остальные части. И постепенно эта львиность, орлиность преобразуются все в большее единство. Они гармонизируются, они преобразуются в человеческий образ, который постепенно делался таковым, каковым он был в середине Атлантиды. Но за всеми этими событиями скрывалось и еще нечто. Мы представляем себе, что гармонически слились 4 элемента: физическое тело было преобладающей силой, образовавшейся до эволюционной эпохи Весов; затем эфирное тело, – львиная природа, – в то время как физическое тело как бы выделило природу Тельца.

Затем астральное тело, преобладающие силы астрального, астральная природа или природа Орла, или Коршуна, и, наконец, преобладающие силы Я – человеческая природа. Какой-нибудь из этих обликов получал преобладание в отдельных существах. Могли встречаться различные комбинации; например, могли существовать в одинаковой степени физическое, астральное тела и Я, а эфирное тело, имеющим над ними перевес, – это особенный тип человечества. Были существа, у которых перевес имели эфирное, астральное тела и Я, а физическое тело было менее образовано, так что мы имеем людей с перевесом высших членов над телом физическим. Те люди, у которых перевес имели физическое, астральное и Я являются физическими предками современных мужчин; те люди, у которых перевешивали эфирное, астральное и Я, являются физическими предками современных женщин. Остальные типы все более и более исчезали, оставляя лишь мужскую и женскую форму. Почему же оказалось возможным постепенное образование этих двух форм? Это произошло благодаря влиянию Изиды и Озириса. Мы видели, что Изида проявляется в новолуние, а Озирис в полнолунии.

Изида и Озирис духовные существа на Луне, действия же их мы находим на Земле; мы находим их на Земле потому, что благодаря им человеческая раса разделилась на два пола. Благодаря действию Озириса образовались женские предки людей, мужчины же образовались благодаря действию Изиды. В сказании это представлено Изидой ищущей Озириса, – мужское и женское ищут друг друга. Мы снова видим, что в этих сказаниях скрыты чудесные события космического развития. Лишь когда были перейдены Весы, в человеке произошла дифференциация мужского и женского. Человек гораздо долее оставался однополым, чем животные. Было время, когда существовал, так сказать, односторонний человеческий облик, когда еще не было нашего способа размножения, когда природа человека представляла два пола. "И создал Господь человека мужским-женским", – написано в Библии; не мужчиной и женщиной, он создал обоих в одном. Это весьма плохой перевод, где говорится – он создал мужчину и женщину. Так смотрим мы на то время, когда человеческая природа еще была единой, когда каждый человек рождался беспорочно-зачатым.

Из данных ясновидения посвященных передает нам египетская традиция эту ступень человеческого развития. Я уже указывал на то, что древнейшие изображения Изиды были следующие: Изида кормит Горуса, а за ним стоит еще Изида, с крыльями Коршуна; одна Изида дающая жизнь Горусу, указывает, что в человеке есть еще другое астральное существо; то, что присоединилось позднее указывается нам за матерью астральным обликом, который имел бы крылья коршуна, если бы он только последовал своей астральности. А эфирное тело представлялось в третьей Изиде, с львиной головой. Из глубин ясновидения дана эта тройственная Изида. Исходя из этой точки зрения, мы сможем понять еще нечто, – а именно, что могло существовать на самом деле известное промежуточное состояние между тем беспорочным размножением, когда оплодотворяющей материей служили пребывавшие в Земле силы, и двуполым размножением. Это двуполое размножение установилось окончательно лишь в середине Атлантиды. Ранее была промежуточная ступень; эта промежуточная ступень в известных эпохах является переменой сознания; тогда человек проходил перемену сознания в гораздо более долгие периоды, чем теперь.

Сознание особенно сильно, когда ночью человек находится среди своих духовных товарищей. Это состояние сознания сменяется другим, которое особенно сильно в человеке, находящемся в физическом теле. Были времена человеческого развития, в которые оплодотворение как переходная ступень наступало во время затемненного сознания; человек выходил из физического мира в духовный; там наступало оплодотворение, открываемое человеку лишь в символическом акте сна. Тонким благородным образам ощущал он, что оплодотворение наступило во сне; и в сознании человека возникал лишь тонкий чудесный сон, – например, что человек бросает камень, камень падает в Землю, и из Земли возникает человек. В это время нас должны особенно интересовать те, которые уже ранее достигли позднейшей ступени. Когда мы говорим, что известные существа остались на ступени рыб и т. д., то это значит, что если бы эти существа захотели бы подождать, выявить все обилие своей любви лишь гораздо позже, то они стали бы людьми. Если бы лев не захотел слишком рано в земную сферу, то он стал бы человеком, так же как и другие отделившиеся животные.

Скажем же себе: все, что было человеком в то время, когда отделился лев, говорило себе, или: нет, я не хочу вниз, в физическое человечество, или: Я хочу вниз, я хочу, чтобы то, что развито, было. Итак, мы имеем два рода существ: одни остаются наверху, в воздушном эфирном царстве, и лишь в животных частях достигают Земли, и другие, которые стремятся совсем опуститься на Землю. Эти стали, быть может, львом, первые – стали человеком. Подобно тому, как отстали животные, также отстали и люди; отнюдь не лучшая часть человечества стала слишком рано людьми, лучшие смогли ждать, они долго не спускались на Землю, чтобы привести в сознание акт оплодотворения, они остались в том сознании, где акт оплодотворения был сном. Эти люди жили, как говорят, в раю. У людей, которые слишком рано спустились на Землю, мы нашли бы образованной преимущественно нижнюю часть тела, но грубое лицо, в то время, как у людей, хотевших образовать более благородные части, мы нашли бы и более человеческий облик.

Все, что описано здесь, сохранилось в одном чудесном предании и обряде. Известен обряд, упоминаемый Тацитом, – сказание о Богине Гертус, которая ежегодно погружалась с колесницей в морские волны. Те, которые ее влекли, должны были быть убиты. Гертус поняли, как понимают все, – как некий возникший из фантазии призрак, как какую-то Богиню, имевшую культ на каком-то острове. Место этой легенды приписывали озеру Герты; думали, что там находилось место, где погружалась колесница. Это удивительная фантазия, потому что имя озера Герта является более поздним наименованием, раньше оно благодаря своему цвету называлось черным озером, и никому не пришло бы в голову назвать его озером Герта и связать его с Богиней. Примечание: "Затем Авионы, Англы, Варины, Евдозы, Свардоны, Нуитоны ограждены реками и лесами. Каждый из этих народов не представляет сам по себе ничего замечательного, кроме того, что они все чтут Гертус, т. е. мать-Землю и полагают, что она вмешивается в дела человеческие и посещает народы. На острове океана есть девственная роща и священная в ней колесница, покрытая одеждою прикасаться к ней дозволено только одному жрецу.

Он понимает, когда Богиня является в глубине святилища, и провожает с величайшим почтением ее, когда она едет на коровах. Эти дни считаются праздничными; места которые она (Богиня) удостаивает своим посещением, торжествуют. В это время не принимают участия в войнах и не берут оружия: всякое железо под замком. Мир и спокойствие тут только и знакомы, тут только их и любят, пока тот же жрец пресытившуюся общением со смертными Богиню возвращает в храм. Затем колесницу и одежду и, если хочешь верить, самую Богиню омывают в потаенном озере. рабы исполняют это и потом тотчас же исчезают в этом же пруде. Вследствие этого – тайный ужас и святое неведение предмета, который они видят только в минуту гибели. (Корн. Тацит "О положении, обычаях и народах Германии" гл. 4). В действительности, в этом предании заложено нечто гораздо более глубокое. Гертус-это переходная ступень от беспорочного зачатия к половому. Гертус, которая погружается в смутное сознание, воспринимает это, когда она погружена в море страстей лишь в тонком символическом акте; она воспринимает лишь отблеск. Те же, которые спустились в то время, когда высшее человечество еще чувствовало таким образом, они уже потеряли первоначальную наивность они жевидели этот акт, они были потеряны для высшего сознания человечества, они были достойны смерти.

Воспоминание об этом событии древности сохранилось во многих местах Европы. В известное время, во время праздников воспоминаний происходила церемония. колесница с изображением Гертус погружалась в море страстей. И был жестокий обычай тех, которые служили, которые могли видеть, бывших рабами – убивать при этом обряде, указывая этим, что это было смутным человечеством, видевшим этот акт. Этот пример показывает нам, что в то время, когда только что рассказанное, было известно в определенных местностях, в этих местностях был культ Гертус. В этих местностях было сознание того, что обозначает это сказание и этот обряд. Так развивалось человечество, давая в образах то, что действительно реально. Уже говорилось, что подобные образы не являются аллегорией, но что они тесно связаны с реальными фактами. Такие образы возникали во сне. Сказание Озириса сначала снилось ученику, а затем он действительно видел факты эволюции человечества. И лишь основанное на реальном видениия вляется символом в оккультном смысле. Символ есть описание в образах реальных событий; о воздействии таких описаний будет говориться в следующей лекции.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 1
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 2
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 3
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 4
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 5
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 6
- Рудольф Штайнер. Египетские мифы и мистерии. Лекция 7


Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments